Детские объединения

  В настоящее время актуальным в педагогическом процессе становиться использование методов  и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка расширяют и углубляют знания материала курса физики по программе, приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу. Учитель знакомит ребят с понятием «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике. Овладение учащимися приемами решения  и составление физических задач различных типов  предоставляет возможность более глубокого понимания  содержания предмета, его методов, истории, и дает большие возможности  раскрытию и развитию способностей  школьника.

Предусмотрены различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступления учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, подготовка к олимпиаде. Учащиеся учатся классифицировать задачи,  последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи.

Задачи учитель подбирает исходя из конкретных интересов и возможностей ребят: технического содержания (изготовлением и конструированием физических приборов), из истории физики, краеведческого содержания, занимательные, экспериментальные.

Это позволяет развить общий кругозор учащихся, усовершенствовать их умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, техническим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества. В процессе обучения школьники получат представление об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента. Курс рассчитан не просто на формирование у учащихся экспериментальных умений, основной школы, а на привитие интереса к изучаемому предмету, поэтому часть времени отводится обучению учащихся постановке и проведению физического эксперимента в домашних условиях и наблюдению за физическими явлениями в природе.

 

Ведущая педагогическая идея – сотрудничество учителя и ученика как равноправных соучастников процесса добывания, анализа и предоставления знаний.

  

Цель работы кружка: создание условий для развития исследовательских умений учащихся, их творческих способностей, логического мышления, самосовершенствования личности, нацеливание на обоснованный  выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи работы кружка:

  • научить классифицировать и составлять несложные задачи;
  • формировать умение решать задачи;
  • накопить опыт решения задач различной степени сложности;
  • формировать способности анализировать конкретные ситуации;
  • развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию;
  • подготовить учащихся к профессиональному выбору.

 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать различные физические явления и свойства;
  • планировать исследования, выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для  проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц;
  • делать выводы обсуждать результаты эксперимента.

 

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики, микро-лабораторий.

 

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, мини – проекты.

 

Лабораторные работы и эксперименты

  1. измерение плотности воды по ее объему и массе;
  2. измерение плотности воды с помощью ареометра;
  3. измерение плотности воды путем сравнения уровней жидкостей в сообщающихся сосудах;
  4. сравнение скорости диффузии в воде и других жидкостях;
  5. измерение плотности льда;
  6. наблюдение зависимости температуры кипения воды от изменения атмосферного давления;
  7. изучение зависимости времени шума перед кипением от массы воды и наличия примесей;
  8. определение удельной теплоемкости воды;
  9. определение удельной теплоты плавления льда;
  10. наблюдение электризации воды;
  11.  наблюдение электропроводности воды;
  12. исследование электропроводности водных растворов разных веществ;
  13. сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках цепи;
  14. измерение напряжения на различных участках цепи;
  15. регулирование силы тока реостатом;
  16. измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра;
  17. измерение работы и мощности электрического тока;
  18. наблюдение изображения на сетчатке глаза;
  19. что такое «угол зрения» и « поле зрения»;
  20. наблюдение изменение диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза;
  21. зрение двумя глазами;
  22. белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм»;
  23. дефекты зрения – близорукость;
  24. определение увеличения лупы;
  25. изучение фотоаппарата;
  26. сборка модели трубы Галилея;

 

Программа деятельности детского объединения естественно-научной направленности «Физика в задачах: неочевидное, но вероятное» здесь